Правоверие
архив форума

Начало » Общение » Разговоры на отвлеченные темы » Re: Святой Царь Иоанн IV Грозный
Re: Святой Царь Иоанн IV Грозный [сообщение #1434 является ответом на сообщение #781] Вт, 21 Ноябрь 2006 17:18 Переход к предыдущему сообщенияПереход к предыдущему сообщения
Иван в настоящее время не в онлайне  Иван
Сообщений: 576
Зарегистрирован: Октябрь 2006
Карма:
Мне тут нравится
ЗАБЫТЫЕ СВИДЕТЕЛИ

Образ Иоанна Грозного в русской православно-национальной мысли XIX в.

Дорогие о Господе сотрудники "Руси Православной!"
Желаем вам всяческих успехов в вашем стоянии в Истине. Предлагаем вашему вниманию материал, посвященный оценке деятельности святого благоверного Царя Иоанна IV Грозного русской государственной и общественной мыслью 19 века.
В деяниях прошедшего недавно Архиерейского Собора появился документ, который порочит память этого великого Государя (т.н. "Приложение №4" к докладу митрополита Ювеналия). Показательно, однако, что на соборное обсуждение он не выносился и вообще, до самого последнего времени держался в секрете. Что и неудивительно, ибо его полная историческая и богословская безграмотность очевидны.
Эту ложь необходимо развенчать. Высылаем вам некоторые материалы, касающиеся оценки личности Иоанна Грозного известными русскими историками девятнадцатого столетия. Надеемся, что они окажутся небесполезными для самого широкого круга русских православных людей
Храни вас Господь!
С уважением, Андрей Жуков,
пресс-служба Опричного Братства во имя Св. преп. Иосифа Волоцкого



"Я КОВАЛ ЕДИНЕНИЕ..."
Святой благоверный Царь Иоанн Грозный всё более открывается ныне церковному веросознанию как один из "краеугольных" духовных камней, положенных Божественным Зодчим в основание Святорусского Царства. Камень сей, как мы воочию наблюдаем, до сей поры яростно отвергают мнящие себя "строителями" церковными (на деле же - сущие разрушители Церкви), велие сонмище "первосвященников и книжников", доселе возводящие злохуления на сего великого Монарха, тщащиеся очернить его пресветлый Лик в глазах народа Божия, который они втайне боятся и презирают.
Для тех, кто ещё колеблется в окончательном выборе pro или contra, "Грозный или Святой", имеет смысл привести дополнительные свидетельства апологетического плана.
Наиболее значительная фигура, открывающая в русской историографии XIX век - это, несомненно, Н.М.Карамзин. Все помнят тот по-своему яркий образ Царя Иоанна, выведенный им в "Истории Государства Российского", но далеко не все при этом отдают себе отчёт в том, что в данном случае в Карамзине "романист" сказался сильнее, нежели "историк". Разделив как царствование, так и характер Иоанна на две противоположные во всём половины, в одной из коих Государь представлен как добродетельный монарх, а во второй как "злодей на троне", историк ради "красного словца" пожертвовал исторической достоверностью. На что, однако же, было тут же указано его современными критиками.
Один из таковых критиков заслуживает, на наш взгляд, особого внимания. Речь идёт о замечательном русском историке Николае Сергеевиче Арцыбашеве (1773-1841). Ему принадлежит ряд критических отзывов об "Истории" Карамзина, до сих пор во многом не потерявших своей актуальности. Например, в №12 "Вестника Европы" за 1821 г. была опубликована его статья с замечательным обоснованием крайней недостоверности одного из основных источников "грозненского" тома труда Карамзина - "Истории" князя Курбского.
Н.Арцыбашев в каком-либо "доверии" к рассказам Курбского отказывает напрочь. Вывод, сделанный им, таков: "большую часть нравоизображений и особенных событий, описанных князем Курбским, не принимать за совершенную истину и даже с осторожностью верить самой сущности оных, а всего менее подробностям".
Следующий, кого стоит привлечь ко свидетельству, это Иван Егорович Забелин, автор книг "Домашний быт русских царей", "Домашний быт русских цариц", "Минин и Пожарский" и др., один из основателей Российского исторического музея.
Забелин на протяжении многих лет осмысливал судьбу и личность первого русского Царя Иоанна IY Грозного. К фигуре Царя Забелин обращается в своих записных книжках, и дневниках. Вот лишь некоторые записи:
1891 г. 8 января. Приходил в музей преподаватель классической гимназии в Владикавказе Терской обл. Константин Фомич Келдыш знакомиться и с поклоном ко мне, как историку, разгромившему Норманскую теорию.... В разговоре об Иоанне Грозном я объяснил ему, что каждый разумный историк встанет на сторону Грозного, ибо...он содержал в себе идею, великую идею государства, во имя которой и буйствовал. А около него - какие низменные своеличные идеи: грабежа, захвата и т.д...
В тетради "Заметки" за 1893-94 гг. Забелин как бы от лица Грозного отвечает современным горе-историкам: "подзуде Костомарову, рассуде Соловьеву, благуде Карамзину".
"Чего ужасаетесь? Вспомните, историки-подзуды, каков был Новгород Великий, Какую кровь он проливал от начала до конца своей жизни, погублял свою братию неистово, внезапно. Сколько побитых? Они все здесь. Переспросите их. Каково было их житие. Кто управлял событиями в татарское время и заводил кровь между князьями? Все это мне пришло в голову в 1570 г., и я наказал город по-новгородски же, как новгородцы наказывали друг друга...в давние лета.
Ничего нового я не сочинял. Все было по-старому. Только в одно время, в шесть недель повторено то, что происходило в шесть веков. А казнил за измену, за то, что хотели уйти из единства в рознь. Я ковал единение, чтобы все были как один человек. А Пимен пошел к Литве, старое вспомнил.... Я казнил врагов и супостатов и вся та кровь взыщется на заводчиках той крови, на Пимене и единомышленниках его.

ВОСПИТАННИК БИБЛИИ
"Иван Грозный, - пишет Забелин, - воспитанник Библии. Оттого стал свирепым, жестоким губителем во имя Бога, как он верил и был в том убежден... И вот Библия являет опричнину Грозному, хотя для неё был свой повод, но оправдание - в Библии.
Он выводил измену кровавыми делами. Да как же иначе было делать это дело? Надо было задушить Лютого Змия - нашу славянскую рознь, надо было истребить ее без всякой пощады.
Иван Грозный как характер - это идея самодержавия в ее первобытной, дикой, но живой форме, очень ревнивой и чувствительной к своим интересам... Есть ли ей оправдание? Конечно, в истории.
После Батыя над князьями стали господствовать две силы. Новгород как денежный мешок, и Орда как распорядитель людьми и событиями. Княжил всюду Новгород, интригуя и покупая князей для своих партийных выгод. Из-за него лилась кровь, шли усобицы. В Орде он сыпал деньгами, чтобы выдвинуть одного князя против другого. Так выставлял Андрея против Александра, Андрея против Дмитрия, Юрия против тверского Михаила., и так до конца в этом была его политика. И понятно, почему так рассвирепел Иван Грозный, услыхав об измене Пимена, что хотел отдаться Литве...
Грозный разбирал, критиковал, хотя и со смирением, безобразие церковных порядков и земских порядков - все, что на здравый смысл являлось непорядочным. Но он критиковал в пределах установленной церковности, авторитет которой для него был свят и непоколебим".
Запись от 3 июля 1861 г. "Чтобы осудить Грозного - нужно взвесить все современное ему, во всех мелочах. Нужно, прежде всего, иметь ясное, отчетливое понятие о нравственном и всех других положениях века, нужно хорошо знать жизнь века. Тогда само собою выяснится и лицо века. А мы, не зная жизни, берем лицо с событиями и судим о нем, как о нашем современнике.. Жизнь - если она будет нам известна, укажет, что мог и чего не мог делать человек. Как он грешил против положений века и насколько был свят, т.е. в чистоте соблюдал эти положения, хотя бы на наш взгляд они были дики, чудовищны, нелепы". (Все цитаты даются по книге: И.Е. Забелин. "Дневники. Записные книжки". М., 2001.)
Общеизвестно сугубо положительное отношение св. Царя-мученика Николая II Александровича и св. Царицы-мученицы Александры Феодоровны к личности Грозного (неоднократно проявлявшее себя в широко опубликованной переписке Августейшей четы). Но заслуживает напоминания подобное отношение и Державного Родителя Царя-мученика - приснопамятного Государя-Императора Александра III Миротворца (именно в его царствование, напомним, в Грановитой палате Кремля появилось знаменитое иконописное изображение Иоанна Грозного с нимбом, указующим на святость).
Граф Сергей Дмитриевич Шереметьев, историк и меценат, адъютант и личный друг Императора Александра Ш, предводитель дворянства Московской губернии, свидетельствует:
"Помню завтрак в Гатчине, на котором был великий князь Константин Константинович. ...Говорили о поэтах. Чуть ли не тогда Государь высказал особенное сочувствие новому стихотворению А. Майкова "Грозный"".
В этом стихотворении есть такие строки:

Средь царственных гробов в Архангельском соборе
На правом клиросе есть гроб. При гробе том
Стоишь невольно ты с задумчивым челом
И с боязливою пытливостью во взоре...
Тут Грозный сам лежит!.. Последнего суда,
Ты чуешь, что над ним судьба не изрекала;
Что с гроба этого тяжелая опала
Ещё не снята; что, быть может, никогда
На свете пламенней души не появлялось...

О, если б он предстал - теперь - в загробной схиме,
И сам, как некогда, народу речь держал:
"Я Царство создавал - и создал - и доныне,-
Сказал бы он,- оно стоит - четвёртый век...
Судите тут меня. В паденьях и гордыне
Ответ мой - Господу: пред Ним - я человек,
Пред вами - Царь!

Да! Царство ваше - труд, свершённый Иоанном,
Труд, выстраданный им в бореньи неустанном.
И памятуйте вы: всё то, что строил он ,-
Он строил на века! Где - взвёл до половины,
Где - указал пути... И труд был довершён
Уж подвигом Петра, умом Екатерины
И вашим веком...
Да! Мой день ещё придёт!
Услышится, как взвыл испуганный народ,
Когда возвещена Царя была кончина,
И сей народный вой над гробом властелина -
Я верую - в веках вотще не пропадёт,
И будет громче он, чем этот шип подземный
Боярской клеветы и злобы иноземной..."


 
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Предыдущая тема: Нательный крестик
Следующая тема: А была такая страна - Советский Союз
Переход к форуму:
  


Текущее время: Пн май 20 16:47:26 MSK 2024

Общее время, затраченное на создание страницы: 0.01485 секунд