Правоверие
архив форума

Начало » Остальное » Паломничества » Спасо-Преображенская пустынь под Елгавой(ЛАТВИЯ)
Спасо-Преображенская пустынь под Елгавой(ЛАТВИЯ) [сообщение #238831] Пт, 18 Июнь 2010 22:55
кристиночка в настоящее время не в онлайне  кристиночка
Сообщений: 346
Зарегистрирован: Декабрь 2009
Географическое положение: ЛАТВИЯ
Карма:
Мне тут нравится
В последние годы паломники и самые обычные туристы из Латвии все чаще стали устремляться в Пюхтицкий женский монастырь в Эстонии — помолиться вместе с монахинями, поклониться святыням, окунуться в чудотворный источник и поработать на благо обители. Дело благое. Но нельзя забывать, что в нашей стране есть филиал рижского Троице-Сергиева женского монастыря — наша пустынька, удивительная обитель, имеющая свою уникальную историю, чтимые места и реликвии. А главное — здесь тоже нуждаются в помощи паломников. Лето в разгаре, время работать на полях, полоть и собирать свеклу, морковь, картофель, косить сено и ремонтировать монастырские помещения. Одних только сестринских рабочих рук на все не хватает. Божья обитель в лесной глуши Монашеская жизнь современным светским людям представляется чем-то немыслимым. Нашему разуму трудно понять, что может заставить человека отречься от всех мирских радостей, надеть монашескую одежду и уйти в добровольное заточение. Тем не менее сотни лет люди продолжают жить в монастырях и совершать духовные подвиги, проводя каждый день с раннего утра и до позднего вечера в молитве и отрешенности от всего земного. Наша Спасо-Преображенская пустынь появилась на свет в конце XIX века. Находится она буквально в нескольких километрах от Елгавы, на огромной поляне среди густого леса, который паломникам порой кажется почти сказочным. Сказочной кажется и сама монастырская территория. Кругом зеленые деревья, кусты роз самых разных цветов и сортов, удивительная чистота и умиротворяющая тишина, прерываемая лишь пением птиц да звоном колоколов, возвещающих о начале богослужений. Куда ни глянь — все несет свой смысл. Колодец с благодатной водой — его освящают пять раз в год. И три старых дуба, сросшихся в единый ствол, — как символ Святой Троицы. В лесу чуть дальше от монастыря — Божья горка. На одном из деревьев сестры укрепили икону Богородицы, поставили несколько деревянных скамеек. Существует предание, что именно здесь когда-то было явление Богородицы. Время здесь растягивается и течет по каким-то своим божественным законам. Мы провели в обители всего лишь полдня, но по количеству эмоций и впечатлений они показались нам сутками. Еще пару десятилетий назад в Спасо-Преображенской пустыньке проживали около 130 монахинь — женщины съезжались в обитель со всего СССР, ведь действующих монастырей в советские годы были единицы. В начале 90-х, когда по всей России стали друг за другом возрождаться монастыри, некоторые сестры из нашей пустыньки разъехались по родным местам, очень многие из них стали игуменьями. Духовником Спасо-Преображенской обители с 1982 года служит архимандрит Тихон. Батюшка принял нас более чем радушно и наотрез отказался давать интервью — мол, недостоин. В то время как за советом и благословением к нему приезжают паломники со всей Балтии и даже из России. Монашеские будни Сегодня в Спасо-Преображенской пустыни проживают 60 монахинь. Самой младшей 20 лет, а пришла она сюда, когда ей было всего 13. Четыре сестры живут вместе со своими мамами. Некоторые находятся в очень преклонном возрасте, но все равно продолжают нести посильные послушания и приходить на богослужения. Режим дня у монахинь на протяжении всей жизни практически один и тот же. Каждое утро они встают в 5.30, чтобы уже в 6.00 быть на службе в храме. По ее окончании, около 11, отправляются в трапезную на завтрак, затем несут послушания — работают на полях и скотном дворе, шьют, пекут просфоры, убирают храмы и кладбища. В 15.00 у сестер обед, затем немного свободного времени и вновь послушания. С 17.30 до 19.00 в монастырском храме — вечерня, а после — крестный ход с Иверской иконой Богородицы вокруг монастыря. Далее монахини читают молитвенные правила и спать ложатся не ранее 23.00. В лучшем случае на сон у них остается шесть часов. Правда, в воскресные дни, когда богослужения в храме начинаются на час позже, монахиням удается поспать чуточку больше. А на рождественской неделе и Святки для них и вовсе наступают каникулы — послушания отменяются, работы по хозяйству ведутся только самые необходимые. По христианской совести сестрам приходится заботиться не только о своем монастырском кладбище, где похоронены выдающиеся православные служители Латвии и монахини, но и о захоронении немецких солдат Первой мировой войны, также находящемся на территории обители. На их могилах они так же, как и на всех остальных, высаживают цветы и кладут на Радоницу пасхальные куличики. Тетушка одной из монахинь, которая всю жизнь была уверена, что в монастыри люди уходят, чтобы спрятаться от забот-хлопот, отдыхать от трудностей жизни и ничего не делать, когда приехала в обитель — ахнула от того объема работ и послушаний, которое выполняет ее племянница. И более ни разу уходом в монастырь ее не попрекнула. Несмотря на тяготы монастырской жизни, лица у всех монахинь светлые, в глазах — умиротворение. К решению стать монахинями они пришли не в одночасье, а на протяжении двух-трех лет приезжали в пустыньку помогать сестрам как паломницы, осматривались, обдумывали свою жизнь. Одна из монахинь — наших сопроводительниц по обители стала насельницей монастыря после того, как врачи поставили ей страшный диагноз и предложили сложнейшую операцию. В противном случае, сказали они, жить ей останется несколько месяцев. Молодая женщина на операцию не решилась и поехала в пустыньку. Два года прожила здесь как насельница, молилась перед чудотворной иконой Иверской Божьей Матери. О болезни своей забыла вовсе и вне зависимости от этого чуда поняла, что покинуть обитель уже не сможет. Постриглась в монахини. Монастырю требуется лошадь Монастырское хозяйство, к слову, небольшое: два трактора, восемь коров, куры. Очень нуждается обитель в лошади — горючее нынче слишком дорого. Мечтают: вот бы кто подарил лошадку... Мало ли, у какого фермера в хозяйстве придется отказаться от лишнего лошадиного рта — в монастыре его с удовольствием «усыновили» бы. История: от Александра III до наших дней Преображенскую женскую пустынь основали сестры рижского Троице-Сергиева монастыря Мансуровы. В 1894 году они нашли в лесу под Митавой (Елгавой) полянку, как будто вырубленную крестом, взмолились Богородице, и через несколько месяцев, в июле этого же года, получили дар от государя Александра III — 170 десятин лесов в найденной ими местности. Пустынножительницы занимались белением воска для свечного завода. В 1899 году здесь был освящен первый храм — в честь Преображения Господня. Тогда же была выстроена часовня во имя преподобного Иоанна Лествичника, а в 1908 году был освящен и деревянный храм во имя этого святого. Сестры Мансуровы приняли иноческий постриг в 1901 году. Старшая, Екатерина, поселилась в рижской обители монастыря, а младшая, Иоанна, — в лесной обители. В 1909 году Преображенскую пустынь посетила ныне прославленная в лике святых княгиня Елизавета Феодоровна и подарила обители образ Иоанна Лествичника. В годы Первой и Второй мировых войн пустынь подвергалась жутким разрушениям, монастырское имущество и святыни приходилось эвакуировать. Настоящее возрождение началось лишь в 1953 году — с назначением духовником обители архимандрита Кирилла (в схиме Косьмы). Батюшка был воспитанником в Валаамском монастыре, во время войны помогал партизанам, был в плену, чудом избежал расстрела. В пустыньке он прослужил 15 лет. Был удивительно кроток и смирен. Навещал больных, помогал сестрам по хозяйству, мастерил стульчики для матушек и паломников, вскапывал огороды. Старец Косьма сам себе смастерил гроб и могильный крест. Похоронен батюшка на кладбище в пустыньке. Неподалеку от могилы другого удивительного старца, сыгравшего огромную роль в истории православной Латвии, — владыки Филарета Филаретова, назначенного на рижскую кафедру в 1877 году. Его мощи при перезахоронении были найдены абсолютно нетленными... Святыни пустыньки Икона Спасителя и храмовой образ преподобного Иоанна Лествичника. Эти иконы периодически мироточат, когда же миро стекает особо обильно и постоянно, его собирают мягкой кистью и добавляют в елей. Духовник монастыря архимандрит Тихон каждое воскресенье после Божественной литургии помазывает верующих. Иверская икона Богородицы, перед которой чаще всего молятся о счастье в личной жизни, даровании детей, исцелении от болезней. Через несколько лет после Второй мировой войны этот образ нашли на чердаке в одном из домиков в пустыньке. Икону поместили в красивую ризу, и буквально сразу по молитвам к ней стали происходить чудеса. Толгская икона Богородицы. Казанская икона Богородицы, выполненная из финифти и расписанная эмалью. Пару лет назад этот образ принес освятить в обитель обычный человек. Отец Тихон тогда тихонечко произнес: «Вот бы нам в монастырь такую!» Не успел он произнести фразу, как мужчина тут же с радостью подарил обители образ. Феодоровская икона Богородицы (старинного письма). Находится в царских вратах храма Иоанна Лествичника. Икона Николая Чудотворца. Она отсутствовала в обители семнадцать лет. Икону украл некий мужчина, все эти годы мучился содеянным и пять лет назад, в канун празднования Николы летнего, решился вернуть святыню домой — просто подбросил образ к входу в храм Иоанна Лествичника. Икона Преображения Господня. Год назад сестрам подарила этот образ матушка Сергия из Дивеевского монастыря. Икона Сергия Радонежского (в настоящее время мироточит). На территории пустыньки сегодня действуют три храма — Преображенский (обычно открыт на праздники Пасхи, Рождества и Преображения Господня), во имя Иоанна Лествичника и домовая церковь в честь Рождества Богородицы, где сестры читают молитвенные правила и богослужения проходят только на Рождество Богородицы. Благодарим за помощь в подготовке материала архимандрита Тихона, иеромонаха Макария, монахинь Марию и Ангелину. Приглашаются помощники В монастыре будут рады любой помощи по хозяйству — можно приезжать в любой день всей семьей. Вы сможете выбрать участок для работы — в поле, на грядках, на кухне, в саду, по уборке помещений. Особенно рады будут помощникам строительных специальностей: на назревшую реконструкцию храмов не всегда хватает средств. В обед вас пригласят в монастырскую трапезную. Посещение пустыньки особенно пойдет на пользу детям — они получат добрые уроки труда и жизни. Обращаться к матушке Марии. Согласно данным ежегодных отчетов, предоставляемых религиозными общинами и приходами Латвии, в 2008 году на территории страны насчитывалось 837 700 верующих. Среди них лютеран — 435 724, православных — 370 000, баптистов — 7062, адвентистов седьмого дня — 3950, староверов — 2607, иудеев — 586, мусульман — 369, 124 кришнаита, 434 мормона, 137 буддистов и др. Секту «Новое поколение» посещают 5075 человек. Сведения о Римско-католической церкви Латвии отсутствуют. Отказ представлять отчеты основан на договоре со Святым Престолом. На заметку паломнику Посетить Преображенскую пустынь может каждый желающий (если он верующий христианин или стремиться таковым стать). Размещаются паломники в гостинице, которая может вместить 50 человек, вместе с монахинями ходят на утренние и вечерние службы, постятся и проходят послушания. Можно приехать в обитель и на один день — поработать, помочь монахиням по хозяйству, помолиться за богослужением и получить благословение у архимандрита Тихона. Женщины допускаются на территорию обители только с покрытой головой (и, разумеется, только в юбке ниже колена). Начало монастырских богослужений — в 6.00 и 17.00 (в будние дни), в 7.00 и 17.30 — в воскресные дни. Продолжительность служб — пять-шесть часов. Ежегодно 17 августа от рижского храма Спаса Нерукотворного (на Виенибас гатве, напротив детской больницы) в Преображенскую пустынь направляется крестный ход (протяженность пути — 56 км), в котором участвуют сотни паломников. Крестный ход предваряет собой праздник Преображения Господня (в народе — Яблочный Спас), который верующие отмечают 19 августа и по случаю которого в пустыньке всегда происходят особые торжества. Тел. для справок — 63085244 (дозвониться сложно, поскольку монахиням элементарно не всегда хватает времени на дежурства у телефона). Как добраться Преображенская пустынь находится рядом с местечком Валгунде в 15 км от Елгавы. Добраться сюда можно на автобусе Елгава — Калнциемс, до остановки «Валгунде». Далее потребуется пройти примерно 1,5 км вдоль шоссе до белого дорожного знака с названием монастыря, а затем — немного по дороге через лес. На своем авто из Риги до пустыни можно доехать за 40-50 минут. С Лиепайского шоссе в поселке Тирели нужно свернуть налево, через 10-12 км — снова налево (до указанного выше дорожного знака).
 
Сообщение не прочитано
Предыдущая тема: Один паломник едет в Муром
Следующая тема: Годеново
Переход к форуму:
  


Текущее время: Пт мар 29 04:30:45 MSK 2024

Общее время, затраченное на создание страницы: 0.02146 секунд