Правоверие
архив форума

Начало » Общение » Разговоры на отвлеченные темы » Ослушание духовного отца-это грех?
Re: Ослушание духовного отца-это грех? [сообщение #162072 является ответом на сообщение #159969] Чт, 18 Декабрь 2008 20:19 Переход к предыдущему сообщения
NEZP
Сообщений: 3360
Зарегистрирован: Ноябрь 2006
Географическое положение: Мск
Карма:
Мне тут нравится
Анна
Вот еще интересное: Цитата:Эпоха апостольской Церкви — это время осо­бых благодатных даров, явленных и в пастырях, и в пастве. В дальнейшем, с притоком огромного количества новообращенных и естественного по­нижения духовно-нравственных требований к ним, произошло уже и заметное оскудение этих первоначальных даров. Поэтому самые ревност­ные христиане, жаждущие подлинной духовной жизни, стали убегать в пустыню, где они могли полностью посвятить себя Богу. Некоторые из подвижников добивались такого совершенства, что полностью избавлялись от страстей, получа­ли, прежде всего, дар любви, а вместе с ним и дар духовного разумения и прозорливости. В бесстра­стности им открывалась воля Божия. Естествен­но, такие сосуды благодати привлекали к себе вни­мание тех, кто искал пути к спасению. Зная, что этим духоносным подвижникам открыта воля Божия, многие просили у них руководства своей духовной жизнью, сознательно отказываясь от собственной воли. Но такое послушание имело одну важную для понимания исследуемого явле­ния особенность: это было послушание не священ­нику, а простому монаху, имеющему особый дар духовничества . Древние монахи отказывались от принятия сана по той причине, что сан дает власть, а ее получение несовместимо с монашес­кой жизнью в покаянии и послушании. Поэтому монашеское руководство было руководством, в котором всячески избегали проявления власти. И полное и всецелое послушание такому старцу было застраховано от злоупотребления духовной властью. Так и родилась эта практика полного послу­шания духовному старцу. О духовном насилии, о несвободе здесь не могло быть и речи, потому что старец своими советами и опекой только помогал своему послушнику взращивать в себе «нового человека». Такая работа была подобна работе са­довника в уходе за садом. Она была органична -и рождала замечательные духовные плоды, кото­рые и были свидетельством того, что такое послу­шание есть действительно исполнение воли Божией, а не воли человеческой. Однако со временем таких бесстрастных на­ставников становилось все меньше, а опыт пол­ного послушания, широко распространившись, постепенно обессмысливался, потому что из него исчезало главное: открытая духовному старцу воля Божия. Святитель Игнатий Брянчанинов, проделав­ший огромную работу по изучению и осмыслению опыта пастырства и духовничества , считал, что подобное послушание возможно было только в древности. Но и в древности таковых старцев, писал он, «всегда было ничтожное число», «в наше же время» [середина XIX века] «богодухновенных наставников нет»1. (1 Сочинения епископа Игнатия: В 5 т. СПб., 1905. Т. 1. С. 274.) Поэтому, остерегая всех тех, кто искал духов­ного руководства по образцу древнего старчества, он предлагал устроить современное ему духовничество следующим образом: «По учению отцов, жительство... единственно приличествующее наше­му времени, есть жительство под руководством Отеческих писаний с советом преуспевших братии; этот совет опять должно проверять по писанию отцов... Отцы, близкие к нашему времени, называ­ют богодухновенных руководителей достоянием древности... Они предостерегают от учителей не­искусных, чтобы не заразиться их лжеучением... Возразят: вера послушника может заменить недостаточество старца. Неправда: вера в истину спа­сает, вера в ложь и в бесовскую прелесть губит, по учению Апостола (см.: 2 Фес. 2, 10-12)»1. (1 Цит. по: Осипов Л. И. Ищущему спасения. Свято-Успенская Почаевская Лавра; Житомир, 1997. С. 34-35. «Преподобный Симеон, — пишет святитель Игнатий, -жил в десятом столетии по Рождеству Христову, за де­вять веков до нашего времени: вот уже когда раздается голос Праведника в Святой Христовой Церкви о недо­статке истинных, Духоносных руководителей, о множе­стве лжеучителей. С течением времени более и более ос­кудевали удовлетворительные наставники монашества: тогда Святые Отцы начали более и более предлагать ру­ководство Священным Писанием и Писаниями Отечес­кими» (Игнатии Брянчяниновв, свят. Творения. М., 1998. Т. 5. С. 78-79).) И это написано в XIX веке, который дал Церкви целый сонм прозорливых старцев. Что же можно сказать о духовничестве в наше апостасийное время? Но мы, начитавшись литературы об оптинских старцах, и сейчас ищем для себя духовников, кото­рым можно было бы довериться в слепое послуша­ние. Однако даже опыт послушания у оптинских старцев сильно отличается от древнего опыта. Древ­нее духовничество распространено было в среде монашествующих и было возможно только при совместном проживании старца и послушника. Оптинские старцы давали советы приходившим к ним мирянам; сама форма такого общения уже исключала жесткое, безоговорочное послушание. К тому же оптинские старцы были чрезвычайно осторожны в решении чьих-либо судеб: они часто оставляли выбор за духовным чадом. Так что у русских старцев мы наблюдаем не слепое копи­рование опыта древних отцов, а творческое его применение в соответствии с духовными потреб­ностями новой эпохи. Древние старцы все без ис­ключения обладали личной, а не священнической благодатью (они почти все были простыми мона­хами), они имели личный нравственно-духовный авторитет, — их духовничество носило харизма­тический характер, именно поэтому и послуша­ние им было таким всецелым и беспрекословным. Причем такое всецелое послушничество никогда не навязывалось ими самими — его предлагали те, кто просил их руководства. Поэтому духовничество древних отцов коренным образом отличалось от современного. Когда же опыт древних отцов бел творческого осмысления переносят в другие ус­ловия, распространяя его чуть ли не на любого приходского священника, это приводит к резуль­татам плачевным.

[Обновления: Чт, 18 Декабрь 2008 20:21]

Известить модератора

 
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Предыдущая тема: Объявления о.Андрея Кураева
Следующая тема: Матронушка
Переход к форуму:
  


Текущее время: Вс май 19 01:08:26 MSK 2024

Общее время, затраченное на создание страницы: 0.01225 секунд