Правоверие
архив форума

Начало » Женский форум » Жизнь Православных христианок » Воспитание
Re: Воспитание [сообщение #128769 является ответом на сообщение #123242] Ср, 03 Сентябрь 2008 12:29 Переход к предыдущему сообщенияПереход к предыдущему сообщения
Лесенька в настоящее время не в онлайне  Лесенька
Сообщений: 2700
Зарегистрирован: Май 2007
Географическое положение: Москва
Карма:
Мне тут нравится
Да, еще оченьхорошую статью нашла. В ней - как раз все правда! http://www.edukids.ru/articles/347 Автор: Людмила ЗАГЛАДА " Баловать — относиться к кому-то с излишним вниманием, потворствуя всем желаниям и прихотям. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова, «Толковый словарь русского языка» Времена, когда считали, что излишняя строгость ребенку не повредит, прошли безвозвратно. Большинство современных пап и мам убеждено: баловать ребенка полезно. Разве родительской любви может быть слишком много? Тогда почему одних детей балуют, и в итоге из них вырастают прекрасные люди, а другие юные «баловни» еще в детстве превращаются в настоящих чудовищ? Наверное, весь вопрос в том, КАК ПРАВИЛЬНО баловать ребенка. Япона мать! Шла я недавно на работу. Открываю дверь с улицы — а на лестнице расположились несколько мам с детишками лет трех — пяти: ждут начала занятий в группе психологического сопровождения. Одна девочка, вся в розовом, как карамелька, улеглась прямо на лестнице. Валяется и тоненько, радостно верещит. Переступать через ребенка неудобно и невежливо, обойти — невозможно. Стою, жду, что мама скажет что-нибудь вроде: «Доченька, лапочка, встань, пожалуйста, пропусти тетю». Мама — ноль внимания. Кое-как протиснувшись мимо дитяти, вольно раскинувшегося посреди дороги, я подумала: возможно, «прогрессивная» родительница краем уха слышала о так называемой японской системе воспитания и поэтому принципиально позволяет ребенку делать все, что вздумается? Япона мать!.. В серьезных трудах по педагогике и в популярных статьях на тему воспитания детей часто сравнивают два диаметрально противоположных подхода к воспитанию – английский и японский. На одном полюсе – строгость, сдержанность и суровые правила, на другом – исключительная мягкость и полное отсутствие запретов. До недавнего времени отечественные традиции воспитания были, скорее, близки к английским. Еще в «Домострое» — литературном памятнике XVI века, пользовавшемся популярностью целых четыре столетия, в главе «Како дети учити и страхом спасати» сказано (в переводе на современный русский язык): «Наказывай сына своего с юности его и он успокоит твою старость и даст покой душе твоей, и накажи младенца розгою, не умрет он, но здоровее будет, ибо бия по телу, душу его избавляешь от смерти. На дочерей тоже направь свою строгость». Сегодня многие папы и мамы склоняются к японскому подходу и стараются баловать своих детей. Только делают это часто, увы, не по-японски, а, скорее, по-китайски. Некоторые родители, рассуждающие о пользе свободного воспитания и недопустимости замечаний, что называется, слышали звон, да не знают, где он. На самом деле японская система воспитания — вещь очень сложная и очень органично вписанная в общий культурный контекст. И поскольку она дает отличные результаты, то, может, стоит поговорить о ней подробнее? «Дети — это сокровища» С этой японской пословицей трудно не согласиться. О том, как живут эти маленькие сокровища, написано немало серьезных научных трудов. В частности, много интересных вещей я узнала из статей российского антрополога Александры Степанишиной, посвященным японской системе воспитания и образования. Попробую вкратце рассказать о «краеугольных камнях» этой системы. Для слез нет причин. Мы привыкли к тому, что грудные младенцы и малыши-дошкольники довольно часто плачут. Ну так уж устроен мир — детям положено плакать. Между тем японские дети… практически не плачут. Почему? А им незачем плакать. Ведь, если разобраться, у детских (в особенности младенческих) слез всегда есть веская причина. Совсем маленький ребенок плачет, когда он голоден, когда ему больно, когда его обижают. Если эти причины убрать, то и слез не будет. А как поступают некоторые наши родители? Например, один мой знакомый, хвастаясь тем, что его дочь с младенчества была приучена к порядку и режиму, рассказывал, что с первых дней жизни девочка ела строго по распорядку, минута в минуту. На вопрос, как ему удалось приучить ребенка, он ответил: «Да очень просто! Первые три месяца она орала как резаная, а потом привыкла». Ну и зачем нужен такой режим? В Японии ни о каком режиме для грудных младенцев нет даже и речи. «Ручные» дети. Дети в Японии — настоящие маменькины сынки и дочки, и в этом там не видят ничего зазорного. «Образ матери в Японии, прежде всего, связан в умах японцев с тем смыслом, который заключен в слове амаэ. Японскому слову амаэ трудно подыскать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, переживаемое японскими детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-либо», «быть избалованным», «искать покровительства». Этими словами японцы выражают отношение к матери», — пишет Александра Степанишина. В некоторых западных пособиях детей рекомендуется с первых дней жизни укладывать спать в отдельной кровати или даже в отдельной комнате. А некоторые родители боятся лишний раз взять малыша на руки, чтобы не избаловать его! Японские же мамы первые года полтора буквально таскают ребенка на себе в слинге и спят с ними в одной постели. Когда малыш начинает ходить самостоятельно, его тоже часто и охотно берут на руки. Не запреты, а предостережения. Маленькие дети в Японии действительно никогда не слышат грозного слова «Нельзя!» А о том, чтобы шлепнуть шалунишку по попе, даже речи быть не может. Значит ли это, что ребенка не воспитывают вообще? Нет. Просто это делают несколько по-другому. «От матери, бабушки, сестер, которые постоянно возятся с ним, он слышит лишь предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». И эти три слова входят в его сознание как нечто однозначное, — объясняет российский антрополог. — Японка склонна регулировать поведение ребенка посредством воздействия на чувства и на возможные последствия поступка». Кроме того, мать и другие члены семьи предпочитают словесным внушениям воспитание на собственном примере. День за днем, глядя на мать, подражая ей, малыш учится правильно и достойно себя вести. Не наказания, а поощрения. Если в первые годы жизни, проведенные в семье, маленький ребенок действительно не знает никаких ограничений, то, попав в школу, он начинает узнавать, что существуют определенные правила. Многие почему-то считают, что, придя в школу, маленький японец сразу попадает в зону тотального контроля и жестко регламентированного поведения. Это не так. Правила действительно вводятся, только делается это мягко и постепенно. И, что очень важно, ребенка в школе предпочитают поощрять за хорошее, а не наказывать за плохое. Александра Степанишина пишет: «Воспитывать там означает не ругать за то, что уже сделано плохо, а, предвидя плохое, обучать правильному поведению. Даже при очевидном нарушении правил приличия воспитатель избегает прямого осуждения, чтобы не поставить ребенка в унизительное положение. Вместо порицания детей обучают конкретным навыкам поведения, всячески внушая им уверенность, что они способны научиться управлять собой, если приложат соответствующие усилия. Японцы считают, что чрезмерное давление на психику ребенка может дать обратный результат». Не страшно, а стыдно. Какой же главный итог «воспитания по-японски»? Почему дети, выросшие в абсолютно тепличной, с нашей точки зрения, атмосфере, превращаются не в избалованных чудовищ, а в собранных и дисциплинированных взрослых? Потому что начинают избегать плохих поступков не из страха перед наказанием, а из опасения попасть в дурацкое положение, «потерять лицо». Вести себя плохо, делать подлости — не страшно, а стыдно! «Однако полная свобода, которой японец пользуется в раннем детстве, оставляет неизгладимый след в его характере, — утверждает российский антрополог. — Воспоминания о беззаботных днях, когда было неведомо чувство стыда, и порождают взгляд на жизнь как на область ограничений и область послаблений. Именно поэтому японцы столь снисходительны к человеческим слабостям, будучи чрезвычайно требовательными к себе и другим в вопросах долга».
 
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Сообщение не прочитано
Предыдущая тема: Не опасно ли воздержание для женщин?
Следующая тема: Пост
Переход к форуму:
  


Текущее время: Ср май 08 08:36:50 MSK 2024

Общее время, затраченное на создание страницы: 0.02552 секунд