Правоверие
архив форума

Начало » Общение » Знакомства » Второй церковный брак. Возможно ли это?
Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #26578] Чт, 08 Ноябрь 2007 22:18 Переход к следующему сообщения
Подсолнух в настоящее время не в онлайне  Подсолнух
Сообщений: 5
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Москва
Карма: 0
Недавно зарегистрирован(а)
Здравствуйте всем! Так получилось, что мы с мужем развелись, у нас двое замечательных сыновей-близняшек. Он живет отдельно от нас. И с каждым годом все меньше имеет потребности быть с нами. Мы с ним были венчаны в церкви. Понимаю, что очень сложно, но если так произойдет, возможен ли повторный церковный брак с другим человеком? Хочу знать мнение православных людей.
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #26579 является ответом на сообщение #26578] Чт, 08 Ноябрь 2007 22:30 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Карса в настоящее время не в онлайне  Карса
Сообщений: 2818
Зарегистрирован: Декабрь 2006
Географическое положение: г. Краснодар
Карма: 0
Мне тут нравится
Виктория
Есть обряд развенчания. Но это, конечно, не таинство.
Это признание права невиновного в разводе на второй брак (то есть признание его церковью не блудным сожительством).
Компромисс, короче говоря, между желательной картиной православной семьи и нашей действительностью.

ЗЫ. НЕ РАДОВАЕТ.
А на тему повторного венчания... К батюшкам, или пережившим что-то в этом роде.

[Обновления: Чт, 08 Ноябрь 2007 22:31]

Известить модератора

Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #26589 является ответом на сообщение #26578] Чт, 08 Ноябрь 2007 23:07 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Подсолнух в настоящее время не в онлайне  Подсолнух
Сообщений: 5
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Москва
Карма: 0
Недавно зарегистрирован(а)
Да, согласна, что это компромисс. Наша действительность впечатляет. Мой бывший муж человек не церковный. И ему основы православной семьи до лампады. Он выбрал то, что ему более удобно и комфортно. И потом очень редко можно встретить человека, с которым действительно была бы духовная связь. А без нее считаю, что любой брак обречен на провал. Если нет главного связующего звена - веры и церкви.
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #26607 является ответом на сообщение #26578] Чт, 08 Ноябрь 2007 23:47 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Карса в настоящее время не в онлайне  Карса
Сообщений: 2818
Зарегистрирован: Декабрь 2006
Географическое положение: г. Краснодар
Карма: 0
Мне тут нравится
Виктория
А другие варианты - создавали семью два нормальных атеиста.
Родили ребенка. Окрестили по настоянию бабушки - да лааадно, для нее не жалко.

А через 8 лет брака - оппа - позвал меня Господь в храм.
Получилось так. И смотря кому теперь мучаться. В ресторан он меня водит раз в год - по закону подлости соберется именно в пост. Сидю я И ОДИНОКУЮ МАСЛИНУ ГРЫЗУ - А ОН ХОТЕЛ КАК ЛУЧШЕ!!!
Ему сотрудники мясо в этом ресторане расхвалили.
Он мне винца - опять пост.
Он мне в ссоре - жена да убоится мужа - а я ему ни за что!!!
И как ему бедному с таким жить.
Так что невоцерковленных тоже жалеть надо.
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #27038 является ответом на сообщение #26578] Пн, 12 Ноябрь 2007 22:29 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Священник Димитрий
Сообщений: 2811
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Белгородская ...
Карма: 0
Мне тут нравится
Подсолнух писал(а) Чтв, 08 Ноября 2007 22:18

Здравствуйте всем! Так получилось, что мы с мужем развелись, у нас двое замечательных сыновей-близняшек. Он живет отдельно от нас. И с каждым годом все меньше имеет потребности быть с нами. Мы с ним были венчаны в церкви. Понимаю, что очень сложно, но если так произойдет, возможен ли повторный церковный брак с другим человеком? Хочу знать мнение православных людей.



Вы развелись по чьей инициативе? По его, или по вашей?
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #27055 является ответом на сообщение #27038] Пн, 12 Ноябрь 2007 23:20 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Подсолнух в настоящее время не в онлайне  Подсолнух
Сообщений: 5
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Москва
Карма: 0
Недавно зарегистрирован(а)
по его
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #27060 является ответом на сообщение #27055] Пн, 12 Ноябрь 2007 23:36 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Священник Димитрий
Сообщений: 2811
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Белгородская ...
Карма: 0
Мне тут нравится
Подсолнух писал(а) Пнд, 12 Ноября 2007 23:20

по его


Второй церковный брак возможен. Есть чинопоследование для второбрачных. Но для этого надобно иметь разрешение правящего архиерея. При том вы должны быть им признаны как невиновная в этом разводе.
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #27152 является ответом на сообщение #27060] Вт, 13 Ноябрь 2007 23:12 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Подсолнух в настоящее время не в онлайне  Подсолнух
Сообщений: 5
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Москва
Карма: 0
Недавно зарегистрирован(а)
Спасибо за ответ) Но хоть и мой муж ушел к другой женщине, моя вина в этом тоже есть) Не смогла вовремя заметить надлом в отношениях) Могла бы все исправить, но по молодости и глупости не захотела. Считаю, что в разводе виновны оба, каждый по-своему. Только у него хватило решимости бросить семью с двумя детьми. Я бы так не смогла. Он бы этого не сделал, если бы не эта, другая женщина...
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30477 является ответом на сообщение #27152] Вс, 02 Декабрь 2007 18:15 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
olelukoe в настоящее время не в онлайне  olelukoe
Сообщений: 40
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Одинцово
Карма: 0
Немного написал(а)
Здравствуйте, вот решила вклиниться в разговор. У меня по сути тоже точно такая ситуация:были венчаные, теперь в разводе, двое детей (сын и дочь остались)...но разошлась с мужем по собственной инициативе. И тоже как Подсолнух считаю, что в разводе виновны оба.

Неизвестно, что меня ждет впереди, может и пошлет Господь кого-то ,облегчить мое одиночество...
Но даже если это и произойдет, в развенчание как в пропуск для второго реального венчания поверить не могу...

Ведь венчание тогда для меня - это было настолько важно и серьезно: стоять в церкви перед алтарем.

И вот сейчас немогу представить, что мне дадут бумажку, где сказано, что это просто была ошибка...что можно еще раз повторить (интересно ,а если и второй раз будет ошибка?) - ну это ...все равно не убедительно мне кажется.

И сейчас осознаешь, что все, что ты вложила в смысл венчания: что-то большое светлое, самое главное, правильное действие между обоими супругами, и чтобы ни было мы вместе выстоим все...это все теперь потеряло смысл, потеряло ту яркую окраску и теперь себя ощущаешь...перед Богом непонятно кем, вроде одна живешь, вроде и венчаная с человеком, давала клятву перед алтарем...ну вобщем двойственное неприятное ощущение...

Поэтому я Подсолнух понимаю как никто...
Nod Nod Nod Smile
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30504 является ответом на сообщение #30477] Вс, 02 Декабрь 2007 22:18 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
pipnn в настоящее время не в онлайне  pipnn
Сообщений: 91
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Нижний Новгор...
Карма: 0
Немного написал(а)
olelukoe писал(а) Вск, 02 Декабрь 2007 18:15

Здравствуйте, вот решила вклиниться в разговор. У меня по сути тоже точно такая ситуация:были венчаные, теперь в разводе, двое детей (сын и дочь остались)...но разошлась с мужем по собственной инициативе. И тоже как Подсолнух считаю, что в разводе виновны оба.

Неизвестно, что меня ждет впереди, может и пошлет Господь кого-то ,облегчить мое одиночество...
Но даже если это и произойдет, в развенчание как в пропуск для второго реального венчания поверить не могу...

Ведь венчание тогда для меня - это было настолько важно и серьезно: стоять в церкви перед алтарем.

И вот сейчас немогу представить, что мне дадут бумажку, где сказано, что это просто была ошибка...что можно еще раз повторить (интересно ,а если и второй раз будет ошибка?) - ну это ...все равно не убедительно мне кажется.

И сейчас осознаешь, что все, что ты вложила в смысл венчания: что-то большое светлое, самое главное, правильное действие между обоими супругами, и чтобы ни было мы вместе выстоим все...это все теперь потеряло смысл, потеряло ту яркую окраску и теперь себя ощущаешь...перед Богом непонятно кем, вроде одна живешь, вроде и венчаная с человеком, давала клятву перед алтарем...ну вобщем двойственное неприятное ощущение...

Поэтому я Подсолнух понимаю как никто...
Nod Nod Nod Smile

считаете что права на ошибку нет?
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30556 является ответом на сообщение #26578] Пн, 03 Декабрь 2007 10:13 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
irinka в настоящее время не в онлайне  irinka
Сообщений: 51
Зарегистрирован: Август 2007
Географическое положение: Latvija
Карма: 0
Немного написал(а)
Хочу присоединиться вот, с каким вопросом... Мой знакомый был женат дважды... В каждом браке прожили по полгода-году... Один брак (последний) вечнаный... Кто виноват в разводе - так и не поняла, потому как с его точки зрения - его жена была виновата и (по его догадкам) ему изменяла, доказательств прямых этому нет... Вопрос - может ли "потерпевшая" сторона, то есть муж, получить благословение на третий, но второй венчаный брак???
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30583 является ответом на сообщение #30504] Пн, 03 Декабрь 2007 12:27 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
olelukoe в настоящее время не в онлайне  olelukoe
Сообщений: 40
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Одинцово
Карма: 0
Немного написал(а)
pipnn Думаю что право на ошибку есть всегда - мы же люди-человеки, ошибаемся на каждом шагу, но в случае второго венчания , почему то не могу дать такой же ответ.

Венчание ведь совершается на небесах...разве можно такие вещи совершить дважды. То что было вычеркиваем, и еще раз.

Мне кажется, если ошибка, то уже ее не исправишь Sad
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30594 является ответом на сообщение #30583] Пн, 03 Декабрь 2007 12:55 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
sezh в настоящее время не в онлайне  sezh
Сообщений: 87
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Беларусь
Карма: 0
Немного написал(а)
olelukoe писал(а) Пнд, 03 Декабрь 2007 11:27

pipnn Думаю что право на ошибку есть всегда - мы же люди-человеки, ошибаемся на каждом шагу, но в случае второго венчания , почему то не могу дать такой же ответ.

Венчание ведь совершается на небесах...разве можно такие вещи совершить дважды. То что было вычеркиваем, и еще раз.

Мне кажется, если ошибка, то уже ее не исправишь Sad



Есть официальный документ церкви, который называется "Основы социальной концепции Русской Православной церкви". Очень полезный документ, между прочим. Так вот там очень вразумительно написано по поводу брака, венчания и разводов.
Сказано так, что церковь отнюдь не поощряет второбрачия, однако по немощи человеческой невиновному в разводе супругу дозволяется вступать в повторный брак. Из двух зол, как говорят, лучше выбрать меньшее. Не каждый может понести одиночество. Поэтому есть чин венчания для второбрачных.
И еще насчет ошибки - да, ее не исправишь, но Господь дал нам Таинство Исповеди, в котором человеку, принесшему искреннее покаяние в содеянном, прощается грех. Надо только верить.
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30598 является ответом на сообщение #30594] Пн, 03 Декабрь 2007 13:06 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
pipnn в настоящее время не в онлайне  pipnn
Сообщений: 91
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Нижний Новгор...
Карма: 0
Немного написал(а)
sezh писал(а) Пнд, 03 Декабрь 2007 12:55

olelukoe писал(а) Пнд, 03 Декабрь 2007 11:27

pipnn Думаю что право на ошибку есть всегда - мы же люди-человеки, ошибаемся на каждом шагу, но в случае второго венчания , почему то не могу дать такой же ответ.

Венчание ведь совершается на небесах...разве можно такие вещи совершить дважды. То что было вычеркиваем, и еще раз.

Мне кажется, если ошибка, то уже ее не исправишь Sad



Есть официальный документ церкви, который называется "Основы социальной концепции Русской Православной церкви". Очень полезный документ, между прочим. Так вот там очень вразумительно написано по поводу брака, венчания и разводов.
Сказано так, что церковь отнюдь не поощряет второбрачия, однако по немощи человеческой невиновному в разводе супругу дозволяется вступать в повторный брак. Из двух зол, как говорят, лучше выбрать меньшее. Не каждый может понести одиночество. Поэтому есть чин венчания для второбрачных.
И еще насчет ошибки - да, ее не исправишь, но Господь дал нам Таинство Исповеди, в котором человеку, принесшему искреннее покаяние в содеянном, прощается грех. Надо только верить.

я тоже так думаю Smile
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30649 является ответом на сообщение #26578] Пн, 03 Декабрь 2007 16:10 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
olelukoe в настоящее время не в онлайне  olelukoe
Сообщений: 40
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Одинцово
Карма: 0
Немного написал(а)
Smile pipnn спасибо большое за информацию, иожет благодаря этому я поменяю свое мнение...если честно очень хочется верить и надеяться, что и второй брак - может быть реальный в церкви...

Smile
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30673 является ответом на сообщение #30649] Пн, 03 Декабрь 2007 17:57 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
pipnn в настоящее время не в онлайне  pipnn
Сообщений: 91
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Нижний Новгор...
Карма: 0
Немного написал(а)
не смотря на какие то устои и правила- у меня есть уверенность в том что право на ошибку есть у каждого человека
Бог любит всех и относится ко всем одинаково
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30745 является ответом на сообщение #26579] Вт, 04 Декабрь 2007 08:35 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Gala
Сообщений: 2162
Зарегистрирован: Май 2007
Географическое положение: Москва
Карма: 0
Мне тут нравится
Карса писал(а) Чтв, 08 Ноябрь 2007 22:30

Есть обряд развенчания. Но это, конечно, не таинство.


Карса, а разве есть обряд развенчания? Вроде бы нет Confused . По крайней мере, в нашем случае его не было. У нас получилось так, что у мужа был первый венчаный брак, а у меня нет. Он ездил а Патриархию, в Чистый пер. и получил бумагу, в которой сказано, что "церковное бракоблагословение снимается", т.е. получил разрешение вступить во второй церковный брак. Никакого обряда развенчания, просто показал бумагу духовнику, и тот нас обвенчал.
Девочки, не отчаивайтесь, появятся в вашей жизни люди, которые будут любить и вас, и ваших детей. Все обязательно должно наладиться. Smile

[Обновления: Вт, 04 Декабрь 2007 08:36]

Известить модератора

Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30756 является ответом на сообщение #30745] Вт, 04 Декабрь 2007 10:31 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
olelukoe в настоящее время не в онлайне  olelukoe
Сообщений: 40
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Одинцово
Карма: 0
Немного написал(а)
Gala спасибо , но я не отчаиваюсь. просто высказала свое мнение по поводу подлинности второго венчания... Smile
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30770 является ответом на сообщение #30745] Вт, 04 Декабрь 2007 11:46 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
pipnn в настоящее время не в онлайне  pipnn
Сообщений: 91
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Нижний Новгор...
Карма: 0
Немного написал(а)
по большому счету венчание это благословение (разрешение) на рождение детей
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30773 является ответом на сообщение #26578] Вт, 04 Декабрь 2007 12:06 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Еленочка в настоящее время не в онлайне  Еленочка
Сообщений: 639
Зарегистрирован: Август 2007
Географическое положение: Москва
Карма: 0
Мне тут нравится
Венчание - это не благословение на детей. Это таинство, соединяющее двоих людей в одно. Не надо это так узко понимать. При венчании дается такое благословение, но это же не все
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30983 является ответом на сообщение #30773] Вт, 04 Декабрь 2007 22:25 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
olelukoe в настоящее время не в онлайне  olelukoe
Сообщений: 40
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Одинцово
Карма: 0
Немного написал(а)
Еленочка согласна, что венчание это не просто благословение на рождение детей...это еще клятва перед Богом, т.е. в свое время я буду отвечать перед Богом как жена своего мужа (хоть мы в миру и разведены)...хотя думаю найдется еще гора того за что прийдется ответить, но вместе с тем согласитесь, что Богу не станешь предъявлять это самое заключение о развенчании: "Вот, мол тут все написано, с меня взятки гладки..." думаю это даже где-то иронично выглядет.

а по поводу разрешения на рождение детей - это мне кажется одна из последних причин на венчание, самое главное настоящая любовь друг к другу. Smile
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30987 является ответом на сообщение #30983] Вт, 04 Декабрь 2007 23:03 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
pipnn в настоящее время не в онлайне  pipnn
Сообщений: 91
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Нижний Новгор...
Карма: 0
Немного написал(а)
настоящая любовь может быть из без венчания....
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30991 является ответом на сообщение #30987] Вт, 04 Декабрь 2007 23:17 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
olelukoe в настоящее время не в онлайне  olelukoe
Сообщений: 40
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Одинцово
Карма: 0
Немного написал(а)
Smile именно...конечно может.
вот и я думаю...зачем тогда вообще венчание. это только нужно тем счастливчикам, которым просто по воли Божьей снизошла такая милость и они не имеют такой ошибки как развод после первого венчанного брака Smile

а если честно - самое главное, чтобы все были счастливы Smile

[Обновления: Вт, 04 Декабрь 2007 23:18]

Известить модератора

Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30997 является ответом на сообщение #30991] Вт, 04 Декабрь 2007 23:39 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
pipnn в настоящее время не в онлайне  pipnn
Сообщений: 91
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Нижний Новгор...
Карма: 0
Немного написал(а)
думаю что даже при обычном браке мы имеем такую же ответственность перед Богом и семьей....
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #30999 является ответом на сообщение #30997] Вт, 04 Декабрь 2007 23:53 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
olelukoe в настоящее время не в онлайне  olelukoe
Сообщений: 40
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Одинцово
Карма: 0
Немного написал(а)
ну вот мои бабушка с дедушкой прожили очень много и так не повенчались, недавно моя бабушка умерла...получается моя мама так и останется внебрачной дочерью со своим братом, ведь венчания их родителей уже не будет никогда (один отец, потенциальный муж остался в живых)...

хотя вот pipnn, вы навели меня на мысль, что может Господь по истинному сердечному состоянию принимает обряд венчания. вот если венчания было совершено не по любви, а просто так, то эта жертва не для Бога: венчание можно считать недействительным...скорее всего, где-то я это уже слышала Rolling Eyes

Думаю, главное оставаться честным со своим сердцем Smile , а Господь Всеведующий и Вездесущий...
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31004 является ответом на сообщение #30999] Ср, 05 Декабрь 2007 00:06 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
pipnn в настоящее время не в онлайне  pipnn
Сообщений: 91
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Нижний Новгор...
Карма: 0
Немного написал(а)
не надо заморачиваться на этих обрядах
Бог был всегда....до того как придумали эти обряды.....мысль улавливаете?
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31005 является ответом на сообщение #31004] Ср, 05 Декабрь 2007 00:09 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
olelukoe в настоящее время не в онлайне  olelukoe
Сообщений: 40
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Одинцово
Карма: 0
Немного написал(а)
да понятно все...я и не заморачиваюсь...просто мы ж не в лесу живем...вот я и подсела на эту тему, когда прочитала о втором вечании...
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31007 является ответом на сообщение #31005] Ср, 05 Декабрь 2007 00:10 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
pipnn в настоящее время не в онлайне  pipnn
Сообщений: 91
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Нижний Новгор...
Карма: 0
Немного написал(а)
старцы же тоже никогда не признаются в том что пользуются тем же что и экстрасенсы Wink (со слов одного из них)......к размышлению Very Happy
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31009 является ответом на сообщение #31007] Ср, 05 Декабрь 2007 00:13 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
olelukoe в настоящее время не в онлайне  olelukoe
Сообщений: 40
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Одинцово
Карма: 0
Немного написал(а)
мне кажется это уже другая тема для обсуждения...

а кстати ,мне всегда казалось, что экстрасенсы благодаря темным силам проявляют сверхспособности, а старцы имеют дар от Бога Smile
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31015 является ответом на сообщение #31009] Ср, 05 Декабрь 2007 00:21 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
pipnn в настоящее время не в онлайне  pipnn
Сообщений: 91
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Нижний Новгор...
Карма: 0
Немного написал(а)
olelukoe писал(а) Срд, 05 Декабрь 2007 00:13

мне кажется это уже другая тема для обсуждения...

а кстати ,мне всегда казалось, что экстрасенсы благодаря темным силам проявляют сверхспособности, а старцы имеют дар от Бога Smile

гыгыгыгыгы:D
ну ну Wink
все мы одинаковы:)
у каждого человека есть дар информационного поля
если он не развит до 3-х лет от рождения как правило то не развит, у кого то он остается, у кого то потом открывается;)
экстрасенс экстрасенсу рознь! есть которые пользуют темную информацию, есть те которые светлую, но сильнее те кто пользует и ту и другую- но и получают они потом за все то что они сделали по заслугам Smile
все это очень сложно и лучше в этом не копаться,.....
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31016 является ответом на сообщение #31007] Ср, 05 Декабрь 2007 00:24 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Священник Димитрий
Сообщений: 2811
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Белгородская ...
Карма: 0
Мне тут нравится
pipnn писал(а) Срд, 05 Декабрь 2007 00:10

старцы же тоже никогда не признаются в том что пользуются тем же что и экстрасенсы Wink (со слов одного из них)......к размышлению Very Happy


Это чем таким старцы пользовались из экстрасенсорики??? Shocked
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31018 является ответом на сообщение #31016] Ср, 05 Декабрь 2007 00:29 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
pipnn в настоящее время не в онлайне  pipnn
Сообщений: 91
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Нижний Новгор...
Карма: 0
Немного написал(а)
а чем пользуются экстрасенсы?
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31020 является ответом на сообщение #31018] Ср, 05 Декабрь 2007 00:30 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Священник Димитрий
Сообщений: 2811
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Белгородская ...
Карма: 0
Мне тут нравится
pipnn писал(а) Срд, 05 Декабрь 2007 00:29

а чем пользуются экстрасенсы?


Да вот не надо на вопрос вопросом отвечать... Это и я умею. Confused
Ответьте, плиз.
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31021 является ответом на сообщение #31020] Ср, 05 Декабрь 2007 00:34 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
pipnn в настоящее время не в онлайне  pipnn
Сообщений: 91
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Нижний Новгор...
Карма: 0
Немного написал(а)
информационное поле!)
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31024 является ответом на сообщение #31021] Ср, 05 Декабрь 2007 00:36 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Священник Димитрий
Сообщений: 2811
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Белгородская ...
Карма: 0
Мне тут нравится
pipnn писал(а) Срд, 05 Декабрь 2007 00:34

информационное поле!)


Laughing Ой рассмешили, простите, но правда.
Хоть понимаете, о чем говорите? Каким таким информационным полем св.отцы пользовались?
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31026 является ответом на сообщение #31024] Ср, 05 Декабрь 2007 00:39 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
pipnn в настоящее время не в онлайне  pipnn
Сообщений: 91
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Нижний Новгор...
Карма: 0
Немного написал(а)
хорошо:D
все мы видели на иконах у святых нимб? да?
что это означает по вашему мнению?
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31029 является ответом на сообщение #31026] Ср, 05 Декабрь 2007 00:49 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Священник Димитрий
Сообщений: 2811
Зарегистрирован: Октябрь 2007
Географическое положение: Белгородская ...
Карма: 0
Мне тут нравится
pipnn писал(а) Срд, 05 Декабрь 2007 00:39

хорошо:D
все мы видели на иконах у святых нимб? да?
что это означает по вашему мнению?



Shocked По моему? Дык это не по моему мнению, а по установленности Церкви Соборной и Апостольской. Пожалуйста, текст по Павлу Флоренскому:

Цитата:


О НИМБАХ


Священник Павел Флоренский как-то заметил, что все таинственное - простое.

В этом сполна убеждаешься, изучая иконографию нимба.

И действительно, нимб иконографически, кажется, самый простой формоэлемент иконы. Но по тому содержанию, которое в нем заключено, нимб – из числа самых насыщенных и сложных.

Не обошло его вниманием и иконоведение. Однако места в богословских и искусствоведческих трудах ему уделялось мало. Наиболее представительная по объему работа была написана еще в XIX веке и сейчас забыта.[1]

С тех пор произошло много событий, и главное для нас в данном вопросе – раскрытие икон и фресок от записей, развернувшееся с начала XX столетия, что существенно повлияло на иконознание и его приумножило. Но в работах нового времени о нимбах сказано или весьма обобщенно, или однобоко.

Поэтому и есть смысл обратиться к иконологии нимба.

Начнем с самого слова. Оно попало в нашу речь при посредстве немецкого языка в XIX веке. Немецкое “nimbus”, означающее “сияние, венчик”, возникло на базе латинского “nimbus” - “туман, облако” (в котором, по представлению древних, “боги спускаются на землю”[2]).

Уже отсюда можно понять, что изначально имеется в виду содержание нимба.

У ираноязычных народов в глубокой древности сложился ритуал благодарения Бога за ниспосланную милость. В жизненном процессе этого ритуала образовался такой феномен, как сверхъестественный ореол из огня и света - “хварна”, термин, переводимый как “слава”, этот ореол связывался только с иерархически высокой личностью – царем. Этимология индоевропейского корня reg, который лежит в основании многих имен царей, говорит о нем в значении “свет”.

Вспомним обращение к князю во времена Киевской Руси: “Один брат, один свет светлый ты, Игорь![3] ” К братьям и дружине взывали: “Светы мои ясные, зачем потускнели вы?”[4]; а выражение “Ваша светлость”, адресованная высокосановным особам, просуществовало до знаменательного 1917 года.

В Ветхом Завете мы неоднократно встречаемся с образом славы Божией (kabod). А когда Моисей сошел с Синая со скрижалями, то “лице его стало сиять лучами оттого, что Бог говорил с ним” (Исх. 34:29).

Индоиранский синоним “золото = солнце = огонь” закрепляется и в античной культуре Греции. И не только в Греции, но и в культурах земель, с нею связанных. Нимбы известны здесь с эпохи эллинизма.

Уже древние поняли, что лицо есть проявленный “портрет” души. Голова – наивысшая – даже буквально, чисто физически и иерархически – часть тела. В этом, на наш взгляд, и заключается причина помещения солнечного диска, а потом и нимба за- или вокруг головы.

В том, что язычники знали нимб, нет, разумеется, ничего удивительного. Храм церковной культуры строился из тех лучших материалов, которые были на то время. На “гребнях передовых волн Истины” (о. Павел Флоренский) пришло к язычникам знание и о нимбах.

Совершенно логичным актом явилось воцерковление этого знания. Чем и объясняется появление нимба в христианском искусстве (с IV века в изображениях Христа, с V-го – в изображениях апостолов, а потом и святых). Напротив, не будь нимба как иерархически значимого и весомого символа, а отсюда претворенного в меру и модуль композиции, это искусство с неизбежностью теряет стройность и глубину.

В древности нимбы на Руси называли «окружками», с XIX в. - венцами. В этом была и своя логика - и ошибка. Но сначала о слове: ст.-слав. венецъ(греч. stefanos; знаменательно: имя самого первого христианского мученика – Стефан!), так вот, венецъ происходит от русск. вен “венок”, знакомого славянам еще с дохристианских времен.

Не случайно, видимо, “венец” известен в русском языке как декоративный головной убор, как деревянный или кожаный обруч, украшающий женскую прическу, как один ряд бревен в срубе...

Из Евангелия мы знаем о терновом венце, одеваемом на Иисуса Христа (отсюда выражение и понятие “принять мученический венец”). Здесь венец – не просто орудие пыток, а неоднозначный символ и практическое дело, получившее дальнейшую жизнь в христианстве. Венцы – также “необходимая принадлежность таинства Брака, отчего и самое бракосочетание называется венчанием”.[5]

Не исключено, что изображение растительного орнамента в нимбах – с одной стороны, дань памяти брачным венцам, которые в древней Церкви изготовлялись из древесных ветвей и цветов, а с другой – генетическая память ритуальных дохристианских венков, переосмысленных в христианском ключе, хотя последнее – менее вероятно.

Первохристиане любили цветы, о чем говорил еще Минуций Феликс в “Октавии”.[6] Но к “дарам флоры” было отношение воцерковленное. Венки из цветов сливались в их сознании с венцами мученическими.

“Духовно символическое значение венцов в таинстве Брака, - по объяснению св. Иоанна Златоуста, - заключается в знаменовании победы, одержанной целомудрием <...>. Другое значение указывает самое последование венчания в словах: “Господи, Боже наш, славою и честию венчай я”[7]. Обратите внимание: “славою и честию”, то есть налицо присутствие темы славы в венцах. Отчасти именно так греки и понимали нимб.

Пришла пора разобраться в терминах. Слово “венец”, понимаемое как “нимб”, указывает на его приложение извне (венец - венок - головной убор - обруч и т.п.). Что выглядит крайне неточно во внутренних связях нимба и образа. На это же указывает и Л.А. Успенский: “Дело не в том, чтобы водрузить венец над головой святого, как в католических изображениях, где этот венец является своего рода световой короной, то есть прилагаемым извне, а в том, чтобы указать на сияние его лика”.[8] Однако не можем согласиться с Леонидом Александровичем в двух пунктах:

1) если бы стояла задача только “указать на сияние” лика, то в таком случае не нужен и нимб – достаточно было бы изобразить сияние наподобие золотистых, солнцевидных лучей, как это часто делали и католики;
2) мы вообще против употребления термина “венец” применительно к искусству Православия, ибо считаем, что он вошел в употребление по внешнему сходству с указанными венцами-предметами, и не выражает заключенной в данном понятии сути; этот термин наиболее точно относится к западнохристианской культуре, последовавшей после XI века, или, по крайней мере, к тому периоду восточнохристианской, когда она находилась под влиянием западной.

В логической цепи, ведущей в смысловую глубь нимба, как мы говорили, обнаруживается еще один символ – “облако”. В православном миропонимании он означает тайну Божественного присутствия. Облако являет Бога и вместе с тем Его прикрывает. Заметим, что этимология слова “облако” – цер.-слав. облакъ – связана в одних источниках со словом “оболочка” и вытекает из “об-волк” от “волоку, влеку”, в других – с утраченным “обволкати”, откуда ст.-слав. “облакати” – “окружать, одевать”.

В православной живописи существует несколько типов нимба. Наиболее часто – и чаще всего в самых выдающихся памятниках, особенно монументального искусства – с темной обводкой его золотой части. Эта обводка бывала разная, но преимущественно – в виде одной жирной линии или двух тонких, параллельных;


иногда они просто графья. И в том и в другом случае проводилась узкая полоска – светлая обводка – с внешнего края нимба, шириной, примерно, с темную, белого, но часто и того же цвета, что и внутренняя часть нимба. Такая иконография – самая распространенная, и нам представляется самой верной в параканоническом отношении. О чем и говорит ее содержание. Обратим внимание сначала на темную обводку. Поскольку ее присутствие в подавляющем количестве памятников обязательно, постольку напрашивается вывод, о некой ограничительной функции обводки: она нечто вроде “рамы” для света, идущего от святого. Речь здесь, разумеется, о духовном свете – о Свете, который по Дионисию Ареопагиту, “происходит от блага и является образом благости”.

Из современных авторов о свете интересно размышляет архимандрит Рафаил (Карелин). В своем слове на Преображение Господне он уточняет: “Православная церковь учит, что есть три вида света.

Первый вид – чувственный. Сотворенный свет, свет физических энергий, поддающийся измерениям и характеристикам.

Второй – интеллектуальный, присущий человеку, душевный, также сотворенный свет. Это свет суждений и представлений, свет воображения и фантазий. Свет поэтов и художников, ученых и философов. Душевным светом обычно восхищается полуязыческий мир. Этот свет может быть интенсивным и ярким, вводить человека в состояние интеллектуального экстаза. Но душевный свет принадлежит земле. Духовные сферы для него недоступны.

Третий вид света – несотворенный, Божественный, откровение Божественной Красоты на земле и явление вечности во времени. Этот свет сиял в пустынях Египта и Палестины, в пещерах Гареджи и Бетлеми (древние грузинские обители), он воплощен в словах Священного Писания, в церковной литургии и православных иконах”.[9]

Ареопагит имеет в виду, безусловно, этот третий вид света, сияние которого сообщает всем разумным существам благо в соответствующей их воспринимающим способностям мере, “а затем увеличивает его, изгоняя из души незнание и заблуждение. Этот свет превышает все разумные существа, находящиеся над миром, является “первосветом и сверхсветом”.[10]

В западнохристианской живописи, особенно эпохи Возрождения, такая ограничительная обводка собственно и есть нимб, или, как мы говорили, точней – “венчик”, “венец”. А сам нимб – уже не символ, но только знак святости. Здесь налицо однозначное решение. Посмотрите на картину Лоренцо Лотто “Обручение святой Екатерины и святые Иероним, Антоний Аббат, Георгий, Себастьян, Николай Баррийский”, и вы увидите вместо нимбов просто золотые обручи с бликами внешнего физического света. И тут дело отнюдь не в Лоренцо Лотто. Такие же “обручи” мы находим и у Джованни Беллини в его “Алтаре Сан Джоббе”, и у Лоренцо Коста в его “Св. Себастьяне”, и у Рафаэля в “Святом семействе” (1506 год), и у Леонардо да Винчи в “Мадонне Бенуа”, и у многих, многих других мастеров. И данный вопрос не замыкается только на итальянцах; подобное решение нимба встречается, например, у голландца Рогира Ван Дер Вейдена (“Оплакивание Христа”) и у француза Жоржа де Латура (“Св. Себастьян”). Здесь суть дела не в национальном, а в католическом толковании.

Нимб в православной иконе, оставаясь символом святости, является и формой, раскрывающей Божественную природу сверхсвета. “Слава Тебе, показавшему нам свет!” – восклицает священник в последней части утрени. Святой в христианстве и выступает прямым свидетелем истины, понимаемой именно как свет. Но здесь значение нимба, конечно же, не ограничивается сказанным. Светлая обводка с внешнего края нимба есть своеобразная оппозиция темной: если последняя – СОкровенная оболочка, выполняющая скрывающую функцию (она есть богословие апофатическое), то первая – ключ, ОТкровение, возможность для молящегося увидеть Свет еще на земле; она играет в данном случае роль раскрывающей функции (катафатическое богословие). Отсюда и белый цвет обводки, то есть символически единосущный золоту, но разный субстанционально.

Но и этим сказано не все. Необходимы уточнения. Золото само по себе не испускает света, а лишь отражает его от реального источника; так и свет святого по природе принадлежит не лично ему, а Богу, и светится во святых, как солнце в золоте; “праведники воссияют как солнце”, по слову Евангелия (Мф. 13,43), “ибо они станут по благодати тем, что Бог есть по природе”[11], – пишет В.Н. Лосский, то есть речь идет о благе данном, дарованном – “благо + дати”, – а не о какой-то “самовспышке”, “самовозгорании” света в человеке. Подвиг святости и есть добровольный отказ от самости, борьба с ней. Когда преп. Серафим Саровский просиял этим светом благодати перед Н.А. Мотовиловым, о чем он молился накануне? – “Господи! Удостой его ясно и телесно глазами видеть, то сошествие Духа Твоего, которым Ты удостаиваешь рабов Своих, когда благоволишь являться во свете великолепной славы Твоей!”

Символическое значение трансцендентности сверхсвета вступает в оппозицию, с одной стороны, к реальному сверкающему свету золотого нимба, с другой – к его изобразительному решению как материальной плоскости. Обратите внимание на росписи Успенского собора во Владимире, выполненные преп. Андреем Рублевым, и, особенно, на композицию “Страшный Суд”. Нимб тут мощное материальное средство в построении пространства; нимбы свободно перекрывают лики и фигуры, и, в свою очередь, также перекрываются разведенными руками Ангелов. В мозаике церкви св. Димитрия в Салониках на нимбах ктиторов висят драпировки.

Нимб и мандорла, однако, таинственно-запредельные детали в иконе. Это, пожалуй, такие загадка и тайна, решение которых предполагалось найти только на сверхчувственном уровне, когда человек приобретает способность прозревать мир “пакибытия”. Здесь мыльными пузырями лопаются все схемки узкого рационализма. “Верно, что предложенный в культурном символе смысл прозрачен и общезначим, а именно в той мере, в которой это есть «смысл», то есть нечто внутри себя прозрачное и общезначимое, но столь же верно, что он и “загадочен”, а именно, в той мере, в какой он объективно дан – задан – загадан нашему сознанию извне инстанциями, от последнего не зависящими. В этой загаданной внутри-себя-ясности – суть символа”[12].

Но если нимб – загадка, тайна, неизвестность, то мы снова встречаемся с антиномическим построением: оппозиция самой смысловой стороне предмета, то есть тайна-неизвестность уравновешивается известной явленностью святого.

Отсюда нимб не только Свет, но и изображенная суть, то есть явление и визуальное и понятийное. И на понятийном уровне спорящее по важности с визуальным. Если, как мы убедились, в западнохристианском искусстве венец – даже не условный, а условленный знак святости, то нимб в восточнохристианском – само графическое выражение сути изображаемого. Этим, видимо, и объясняется, что построение иконы начиналось именно с места выбора на плоскости иконы нимба. А “нимб главной фигуры помещался в вершине равностороннего треугольника со стороной, равной ширине иконы”[13].

Другими словами, нимб (и еще мандорла) принимался иконописцем в качестве главного композиционного элемента. Его радиус служил мерой высоты человеческой фигуры. Более того, размер нимба связывался даже с размерами храма: радиус апостольских нимбов из “Страшного Суда” в Дмитриевском соборе и “Спаса в силах”, что в Успенском соборе (оба во Владимире), равны 1/100 длины собора по центральной оси.

Нимб выстраивается тремя частями, как и храм в целом: светлая обводка – темная обводка – внутренняя часть = притвор – корабль – алтарь.

Сама собой напрашивается мысль о придании изографами нимбу вселенского смысла. Помещение меньшего космоса в больший можно, наверное, считать довольно традиционным и типичным приемом, применяемым в практике церковного искусства.
Такое понимание венчика в католичестве просто немыслимо, хотя византийское влияние здесь продолжалось очень долго. И у Чимабуэ, и в достаточной степени у Джотто, у Таддес Гадди, даже у Симоне Мартини и Пьетро Лоренцетти, а тем более у Дуччо никакого венчика еще нет; они изображают уже, правда, не византийский, но – нимб, и, причем долго не знавший ракурса. Однако в силу эволюции взглядов появилось сугубо материальное и прямолинейное его понимание. Отсюда с поворотом головы изображаемого поворачивался и нимб, превращаясь из круга в эллипс. И когда ракурс эмансипируется и становится общепринятым средством выражения, начинается перерождение нимба в венец. Сначала это полупрозрачный, но четкий по краям диск[14], а потом он превращается в обруч венчика, с тенденцией в сторону убывания его толщины. И как завершение, “венец” этого процесса – изображение святых и совсем без венчика[15].

Если нимб при виде со спины все-таки переносился на второй план и помещался как бы перед лицом, то нимб превращался в подобие кокошника, и изображение получалось малоубедительным; не случайно, наверное, к такому приему не прибегал больше и сам Джотто.
И обруч, и “диск” часто покидают место за- и помещаются над головой. Причины такого перемещения венчика, надо думать, заключены в том, что увлечение ракурсом человеческой фигуры привело к показу головы святого с затылочной и теменной частей. Отчего применение нимба становилось невозможным. Судите сами: в первом случае – он просто б закрывал голову, и тогда вместо головы получался бы круг (вариант Джотто – тупиковый, так как ничего не решает); во втором случае – при взгляде сверху – нимб превращался б только в линию и оказывался практически невидимым. Таким образом, он становился деталью в пластическом отношении неудобной, а в живописном – приходящей в неразрешимый конфликт с натурализируемым изображением. И был заменен венчиком. Но отсутствие канона и внутренние причины католицизма, в конце концов, позволяли исключать из употребления и венчик. Выветривание онтологических основ церковного искусства открывало дорогу к его обмирщению. Что и произошло. И быстрее всех у католиков.

Вернемся к византийскому нимбу. В Православии, во всяком случае, до нового времени, нимб совершенно не знает ракурса. Это закон. Примеров обратного здесь просто нет. Почему?! Дело в том, что круг нимба понимался иконописцем как обозначение вечности, причем, подчеркнем, в сознании художника возникает очень устойчивое тождество “круг = вечность”. И древний термин «окружок» это убедительно удостоверяет. Любой ракурс нимба будет уже не идеалом круга и, значит, названное тождество разрушается.

Отметим, что круглый нимб – это еще и знак отсутствия времени, но, изменившись по форме, он может быть и знаком, указывающим на время. Последнее подтверждается существованием четырехугольного нимба. Его мы видим на мозаиках церкви св. Димитрия в Салониках (VII век): “Св. Димитрий с епископом Иоанном и эпархом Леонтием” и “Св. Димитрий с неизвестным диаконом”. По мнению Л.А. Успенского, он означал то, что человек изображен при своей жизни. И здесь есть, разумеется, своя предыстория. Еще античный автор Варрон высказывается о скульптурах Поликлета как о “квадратных” (guadrata). И он был не ироничен. Для древнего грека это звучало похвалой. Выражение “квадратный человек” неоднократно встречается у Аристотеля. В трактате “Риторика” он отмечает: “Является метафорой называть хорошего (agathos) человека – четырехугольным”. У Платона в “Протаторе” читаем: “Действительно, трудно сделать человека хорошим, совершенным во всех отношениях”. А.Ф. Лосев переводит этот платоновский термин “совершенный” как “четырехугольный по рукам, ногам и уму”[16]. В христианском сознании число “4” прочно воспринимается символом материального мира: мир имеет четыре стороны света, четыре времени года, он состоит из четырех элементов. Поэтому квадрату придается исключительно земной смысл.

По унаследованной еще из Древней Греции традиции, стихия земли символизируется кубом, а стихия огня – шаром. На плоскости куб и шар изображаются в проекции как квадрат и круг. Отсюда нимбы часто представлены высоким рельефом в виде золотой сферы вокруг головы (см. псковскую икону “Архангел Гавриил” из ГРМ). Да и в иконах нового времени, дружно одетых в роскошные “ризы”, нимбы делались сферами еще чаще.

Получается интересная цепь: Au (лат. Aurum – золото) – aureolus (ореол) – аура – нимб. По всей видимости, нимб иногда и воспринимался своеобразным подобием ауры, если исключить из нее все оккультные аксессуары.

Итак, приходим к заключению, что четырехугольный нимб в византийской иконографии свидетельствовал прежде всего о земном времяпребывании человека.

Но символика данного нимба тоже не ограничивается лишь одним значением. Иначе символ превратился бы в знак.
Этот нимб изображался с темной обводкой, проведенной в верхней его части в виде горизонтальной полосы. Здесь же она играет несколько другую роль. Во-первых, горизонталь отсекает в нимбе квадрат, образованный вокруг головы; квадрат тут еще своеобразный синоним круга, как первая его фаза, если по одному из математических определений круг считать многоугольником с бесконечным количеством равных сторон. Во-вторых, часть оставшаяся выше квадрата (здесь она, похоже, выполняет функцию светлой обводки), есть образование вертикального прямоугольника, то есть фигуры, устремленной вверх. И отграниченная область – первая ступень в этом начавшемся восхождении. Не случайно сама икона имеет канонический прямоугольный формат. Как не случайно и то, что покров позади ктиторов нависает на нимбы только в отграниченной части: другими словами, покров как знак хранения и одобрения ктиторов соприкасается именно со ступенью духовного восхождения человека – “ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога” (Кол. 3: 1). Но принцип художественной оппозиции диктует и материальное решение: драпировка (покров) висит на конкретной плоскости (нимбе). Прямоугольный нимб в православном искусстве – крайняя редкость. Это связано, очевидно, с тем, что не так уж и часто в храмах изображались люди при своей жизни. А если ктиторы и изображались, то трудно представить их требующими себе нимба, пусть даже и прямоугольного; а отсюда его иконография имела малое богословское обеспечение, что и определило меньшую информативную емкость по сравнению с круглым нимбом.

Теперь остановимся на цветовой символике. Цвет круглого и прямоугольного нимбов делался разным: если первый, как правило, был золотым или цветом, имитирующим золото, то второй – белым. В плане смысловых значений это выглядит специально осознанным: неизмененное вечное золото – и – стерильная, светоносная белизна, родственная с Божественным фаворским светом. То есть сохранялась духовная близость, но различность их реальностного существования.

Есть примеры красных, синих, зеленых, сине-зеленых, белых, оранжево-красных, оранжевых нимбов.

В каждом случае иконописец прибегал к трактовке, исходя из символики непосредственно этих цветов.

Особо следует остановиться на черном нимбе. Новгородский иконописец XIV века, работавший в церкви Федора Стратилата на Ручью, в настенной росписи “Евхаристия” изображает с ним Иуду[17]. Потому что, с одной стороны, Иуда еще ученик Христа, окончательно не совершивший своего предательства (потому – и нимб), с другой – в Иуду уже вошел “князь мира сего”, и вместо прежней благодати теперь царствует мрак ада. Для древнерусской живописи это необычный подход, как в решении самой композиции «Евхаристия», так и в трактовке нимба.

Остался не проанализированным нимб самого Христа. Очень многое, пожалуй, все основное, сказанное раньше относительно золотого нимба, применимо и здесь. С той только разницей, что надо помнить о Христе как об источнике Света и Жизни. Но добавим еще два вопроса: 1) что означает крест на нимбе? и 2) что означает надпись на кресте нимба? Ибо только данными двумя особенностями, собственно, и отличается иконография Христова нимба от нимбов святых.

Чтобы ответить на первый вопрос, следует посмотреть, какое место вообще занимает крест в христианстве. Кресту придавался вселенский смысл, и Крест понимался и понимается в качестве света “Лица Господня”. Именно связь света Христа с Крестом продиктовали неакцентированное внимание цвету креста: он в подавляющем большинстве икон делался таким же, как нимб, то есть световые субстанции креста и нимба были совершенно одинаковы, вселенский же смысл Креста отражался в надписи, которая и наносилась непосредственно на крест: ООН – Сущий, Сый; которая обрастала немалым количеством легенд и мифов.

Очень часто в русских иконах над буквой омега ставится буква “т” .

Она-то и была подтверждением упомянутых мифов. О. Павел Флоренский наблюдал, что “сельские батюшки, и за ними крестьяне, иногда объясняют детям, ученикам церковно-приходских школ, крестообразный венец Спасителя <...> как сокращенное: Он Отец Наш <…>, где от есть, очевидно, уже действительное сокращение слова Отец”.[18]

Сам обычай наносить надпись фактически возник одновременно с появлением нимба, но наносилась она не на самом нимбе, а рядом. Отвечая на ересь Ария, проповедавшего о тварности Христа, за что и осужденного Первым Вселенским Собором в 325 году, Церковь не ограничилась выработкой Символа веры, было решено по сторонам изображения Спасителя писать буквы альфа и омега, напоминавшие слова из Апокалипсиса: “Азъ есмь альфа и омега, начатокъ и конецъ, первый и последний” (22:13). Что следовало понимать в качестве указания на Божество Иисуса Христа. Значительно позже буквы альфа и омега были заменены словом ООН, которое стали писать непосредственно в нимбе. Но смысл от этого не изменился, так как и буквы, и слово служили все той же цели – указать на единосущие Сына Отцу.

Наконец осталось разобраться в том, почему изображение каждой перекладины креста сопровождалось одной вверху и двумя внизу линиями, а не одной, скажем, с обеих сторон. И. К. Языкова считает, например, что данные “девять линеечек” означают “9 ангельских чинов, славу Божию”.[19] Возможно, Ирина Константиновна права. На наш же взгляд, дело здесь в следующем. Во-первых, эти “девять линеечек” есть именно крест. Причем призванный подчеркнуть идею центра, сердцевиной которого является сам образ Господа, и “линеечки” - ни что иное, как направление движения: от центра - изнутри вовне. Во-вторых, две линии внизу указывают на толщину креста, Креста как вполне материальной формы, имеющей за собой реальную историю-правду. И в то же время это опять оппозиция материального по форме креста духовной сущности креста и нимба. Особого правила, предписывающего, с какой стороны показывать толщину на вертикальной части креста, не существовало. Обычно она соответствовала тому ракурсу, в котором изображалась голова Христа. И применение такого приема служило не подчеркиванию ракурса, а его подрифмовке.

Трапециевидное утолщение концов креста, за темной обводкой, но часто и внутри нимба - суть посюстороннее проникновение Креста, предсуществовавшего миру и самому времени, а точнее, “разбегание” славы Креста во вселенную, выраженное графически.

Не станем останавливаться на иконографии нимба Саваофа в иконе “Отечество”: Седьмой Вселенский Собор разъяснил невозможность изображения Первой Ипостаси Св. Троицы Ее невоплощением: во плоти был явлен и зрим только Сын; Большой же Московский Собор (1666-1667 гг.) вообще поставил под запрет изображение Бога Отца. Значит, названная иконография церковно противозаконна.

Но существуют еще нимбы треугольной, шестиугольной, восьмиугольной формы... Они тоже не относятся к каноничным, так как сопровождают те символические изображения, которые запрещены или противоречат решениям Пято-Шестого Вселенского Собора. А значит, не входят в круг рассматриваемых нами вопросов.

Теперь обобщим сказанное. Как символическая форма нимб имеет свою родословную и в ветхозаветной культуре (на уровне идеи), и в древних культурах нехристианских народов. Но, попав в христианские условия, он наполняется новым содержанием и становится главной деталью (разумеется, после изображения самого святого) в иконе. Его статус – асоциален. Если у индо-иранских племен прообраз нимба – огненный ореол – связывается исключительно с царским именем, то в христианстве нимбоносец не царь, а великий подвижник, молитвенник, мученик, независимо от его социального положения. Отдельные административные попытки были обречены: святость указом не вводят, ее обнаруживают.

В большинстве случаев древний изограф старался придерживаться параканонических положений в иконографии нимба, особенно когда дело касалось монументальной работы. Отсюда в византийской, южнославянской, христианско-восточной и древнерусской живописи такая иконография на всем протяжении средневековья наименьшим образом была подвержена изменениям и, несмотря на различные национальные культуры, оставалась однотипной. Потому что осознавалась православной.

А когда под воздействием западных ветров церковное искусство Православия начало менять свои очертания, то оно, прежде всего, перестало быть каноничным.

И, значит, целомудренным.


[1] Стефаниил. Нимб и лучезарный венец в произведениях древнего искусства. СПб, 1863.

[2] Шанский Н.М., Иванов В.В., Шанская Т.В. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971. С. 292.

[3] Слово о полку Игореве // Художественная проза Киевской Руси XI- XII веков. С.243

[4] Повесть о разорении Рязани Батыем // Художественная проза Киевской Руси XI- XII веков. С.273.

[5] Настольная книга священнослужителя. Т.4. С.689.

[6] Ранние Отцы Церкви. Брюссель. 1988. С. 589.

[7] Настольная книга священнослужителя. Т. 4. С. 689.

[8] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. Париж: изд. Западноевропейского экзархата МП, 1989. С. 139.

[9] Рафаил /Карелин/, архим. Великие христианские праздники. СПб.: Новый город, 1997. С. 85-86.

[10] История эстетической мысли. Т.1. М.,1985.. С. 340.

[11] Лосский В.Н.. Богословие света в учении св. Григория Паламы // Журнал Московской Патриархии. 1968. № 4. С. 56.

[12] Аверинцев С.С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусство. Зарубежные связи. С. 378.

[13] Гусев Н.В.. Некоторые приемы построения композиции в древнерусской живописи XI- XVII веков // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М.,1968. С. 128.

[14] См.: Мазаччо “Исцеление тенью”. 1426-1427 гг. Капелла Бранкаччи, Церковь Санта Мария дельКармине, Флоренция;

Мантенья: 1) “Св. Себастьян”. Художественно-исторический музей, Вена; 2) “Св. Эуфимия”. Музей и национальная галерея Каподимонте, Неаполь.

Кстати, такой же “диск” вместо нимба появляется и в русских иконах XVII века (“Илья Пророк с житием”. Втор. пол. XVII в. Из ярославской церкви Ильи Пророка).

Объективности ради, скажем, что “диск” присутствует, кажется, и в мозаике из церкви Санта Мария Маджоре (432-440 гг. Рим). Но этот пример свидетельствует лишь о поисках языка церковного искусства, а не о его норме.

[15] См.: Порденоне “Св. Себастьян, св. Рох и св. Екатерина”. Церковь Сан Джовани Элемозинарио, Венеция.

Франческо Франча “Мадонна с младенцем и со святыми”.1500 г. Эрмитаж, СПб.

Роберти “Мадонна с младенцем и со святыми”. 1481 г. Галерея Брера, Милан.

[16] Лосев А.Ф.. Художественные каноны как проблема стиля // Вопросы эстетики. Выпуск 6, 1964. С. 364.

[17] См.: Ковалева. В.М. Живопись Церкви Федора Стратилата в Новгороде. По материалам новых открытий 1974-1976 гг. // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI- XVII веков. М., 1980. С. 166.

[18] Флоренский Павел, свящ. Культ, религия и культура. Богословские труды. Сб 17-й.С.113.

[19] Языкова И.К. Богословие иконы. М.,1995. С. 61.



Как видим, ничего связанного с инфомационными полями нет. Confused

Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31031 является ответом на сообщение #31029] Ср, 05 Декабрь 2007 00:52 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
pipnn в настоящее время не в онлайне  pipnn
Сообщений: 91
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Нижний Новгор...
Карма: 0
Немного написал(а)
правильно что нет- ибо не было такого понятия в то время, да и не выгодно церкви таких понятий
еще раз повторюсь: ни один прозорливый старец не скажет об этом ибо не выгодно

[Обновления: Ср, 05 Декабрь 2007 00:53]

Известить модератора

Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31033 является ответом на сообщение #26578] Ср, 05 Декабрь 2007 00:57 Переход к предыдущему сообщенияПереход к следующему сообщения
Карса в настоящее время не в онлайне  Карса
Сообщений: 2818
Зарегистрирован: Декабрь 2006
Географическое положение: г. Краснодар
Карма: 0
Мне тут нравится
Виктория
Абббалдеть - этот ли молодой человек заходил к нам в поисках беременной девушки (еще бы определиться, то ли не беременной, то ли не девушки) - то есть жены. Вместо поисков сидит тут почти сутками и фигней страдает. Confused
Re: Второй церковный брак. Возможно ли это? [сообщение #31035 является ответом на сообщение #31033] Ср, 05 Декабрь 2007 01:00 Переход к предыдущему сообщенияПереход к предыдущему сообщения
pipnn в настоящее время не в онлайне  pipnn
Сообщений: 91
Зарегистрирован: Ноябрь 2007
Географическое положение: Нижний Новгор...
Карма: 0
Немного написал(а)
Карса писал(а) Срд, 05 Декабрь 2007 00:57

Абббалдеть - этот ли молодой человек заходил к нам в поисках беременной девушки (еще бы определиться, то ли не беременной, то ли не девушки) - то есть жены. Вместо поисков сидит тут почти сутками и фигней страдает. Confused

с поисками....не сомневайтесь!!!
просто очень понравился Ваш форум! много толкового увидел тут
по поводу фигни- просто высказываю то что знаю и сам слышал от приближенных к старцу людей
p.s. поиски почти закончены.....нашими и вашими молитвами

[Обновления: Ср, 05 Декабрь 2007 01:08]

Известить модератора

Предыдущая тема: просто хочется общения
Следующая тема: Хочу создать семью
Переход к форуму:
  


Текущее время: Вс апр 28 15:00:58 MSK 2024

Общее время, затраченное на создание страницы: 0.03966 секунд